Александр Арсентьевич БОЛТИН (13.08.1832 - 22.04.1901)
Александр Арсентьевич Болтин родился 13 августа 1832 года в селе Георгиевское Холмского уезда Псковской губернии в семье потомственных дворян. В 1849 году 17-летний Александр Болтин, после окончания Морского кадетского корпуса, поступил юнкером на Балтийский флот. В 1852 произведен в мичманы, в этом чине совершил кругосветное плавание на фрегате "Паллада".
В плавании он зарисовывал берега, участвовал в составлении карт, один из мысов на Корейском полуострове был назван в его честь - мыс Болтина (Мусудан). Известный русский писатель И.А. Гончаров написал о А.А. Болтине в своих очерках "Фрегат Паллада".
Представляется уместным сделать небольшое отступление и напомнить судьбу этого знаменитого судна. Фрегат «Паллада» был заложен 2 ноября 1831 г. на Охтинской верфи С.-Петербурга известным корабельным инженером полковником В.Ф.Стоке. Спущен на воду был 1 сентября 1832 г. Это было боевое судно водоизмещением свыше 2000 тонн, на вооружении которого состояло 52 орудия. Первым командиром «Паллады» был назначен будущий знаменитый флотоводец П.С. Нахимов. С октября 1852 г. по август 1853 г. «Паллада» под командованием капитан-лейтенанта И.С. Унковского совершила переход из Кронштадта в Японию. На борту фрегата находилась первая русская дипломатическая миссия, возглавляемая адмиралом графом Е.В. Путятиным, а секретарем, как известно, был И.А. Гончаров, описавший это путешествие в книге «Фрегат Паллада». В январе-мае 1854 г. экипаж «Паллады» провел важную исследовательскую работу, описав все восточное побережье Кореи (севернее 35-й широты) и часть русского побережья. Во время этого плавания были открыты: залив Посьета, остров Римского-Корсакова, бухта Унковского, бухта Лазарева, острова Хализов и Гончаров, рейд Паллада. А.А. Болтин был участником изысканий и исследований, проводимых экипажем фрегата «Паллада». В том же 1854 г. в связи с началом Крымской войны «Палладу», из-за ветхости и отсутствия ремонтной базы, было решено затопить в бухте Постовая (в годы советской власти - гавань Советская). В 1963 г. на берегу этой бухты был сооружен памятник фрегату «Паллада». Таков славный путь этого легендарного судна.
В 1855 году в звании лейтенанта А.А. Болтин выезжает на Дальний Восток. В 1856 г. на Дальнем Востоке принял командование транспортом "Иртыш", затем "Амур".
8 августа 1858 года в чине капитан - лейтенанта А.А. Болтин принимает недавно простроенный в Нью-Йорке пароходо-корвет "Америка" (1858-1867 гг.). В июне 1859 г. согласно распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского А.А. Болтин был направлен на обследование берегов Приморской области. Результатом проведенных им важных изысканий стал целый ряд сделанных географических открытий. Навигация 1859 г. была одной из самых насыщенных открытиями, тогда были открыты бухты Находка и Золотой Рог, заливы Америка, Уссурийский, Амурский, Славянский и Петра Великого, пролив Босфор Восточный, остров Русский. На картах Приморья появились: залив Америка, залив Ольга, бухта Находка, была проделана большая исследовательская работа в заливе Петра Великого и др. Во время службы на Дальнем Востоке Александр Арсентьевич Болтин был удостоен 4-х наград, произведен в капитаны 1 ранга. К этому времени он обзаводится семьей. Его женой становится Александра Геблер — дочь Иркутского надворного советника. В 1860 и 1862 годах у них рождаются сыновья Владимир и Арсений.
11 июня 1866 г., после одиннадцатилетней службы в Сибирской флотилии, А.А. Болтина переводят на Балтийское море. В 1867 году Александр Арсентьевич сдал свой пароходо-корвет "Америка" приемнику, лейтенанту Николаю Алексеевичу Наумову (1866-1869 гг.) Дальнейшая судьба капитана и пароходо-корвета во многом схожи: ярких событий не было, последней службой капитана стала пожарная охрана в Одессе, а корвет в 1876 г. стал на брандвахтерную службу во Владивостокском порту. 24 декабря 1883 года пароходо-корвет "Америка" исключили из списков флота, а годом позже, 5 августа 1884 года, продали с торгов. Видимо старый капитан А.А. Болтин следил за судьбой своего корабля и будучи неплохим художником в 1885 г., в память о нем, написал картину - "Пароход Америка", которую подарил Владивостоку в 1889 г.
В марте 1870 г. капитан 1 ранга А.А. Болтин уходит в отставку. Последние годы жизни А.А. Болтин проживал в Одессе. Второй женой Александра Арсентьевича стала в 1874 году 24-летняя Елизавета Николаевна, у них рождаются две дочери Елена и Александра. Там он поступает на службу в Русское общество Пароходства и торговли (РОПиТ), капитаном парохода "Аксай" и водит свое судно по Средиземноморью. В непогожий день 21 октября 1875 года пароход "Аксай" затонул, потерпев крушение у берегов Сицилии. Комиссия вины капитана в том не нашла. Болтин продолжал служить в РОПиТ, потом в канцелярии одесского градоначальника. Видимо, эта катастрофа положила конец морской карьере А.А. Болтина, хотя впоследствии он дважды подавал прошение, хотя и безрезультатно, в Морское ведомство в Петербург о принятии его вновь на службу.
В 1889 был назначен брандмайором Одесской пожарной бригады. Болтин начал свою работу с масштабной реорганизации пожарного дела в Одессе, город был разделен на участки, которые охраняла ночная стража. Это способствовало выявлению пожаров на ранней стадии и снижению ущерба от них. 23 апреля 1897 создается добровольное пожарное общество с пожарной командой "Дюковская” (по названию улицы расположения). Большое внимание уделялось чистке труб и трубочистам. При нем пожарные команды получили свой флаг.
Заработанные в морских путешествиях болезни давали о себе знать. В 1898 году он решил покинуть службу, ему было 65 лет.
Все эти годы А.А. Болтин не перестает рисовать. В 1890 году он принимает участие в 1-й выставке Товарищества Южнорусских художников с картиной "Крейсер "Память Меркурия". Скончался Александр Арсентьевич Болтин 22 апреля 1901 года в Одессе и с почестями был похоронен на 1-м Христианском (Старом) кладбище. Некролог о его кончине был помещен в местной газете "Одесский листок” от 25 апреля 1901 года.
|