Пароходо-корвет "Америка”, история одного открытия.
В 1854 г. - по заказу командира портов Восточного океана, Петра Васильевича Казакевича, в Северо-Американских Соединенных Штатах строился колёсный пароходо-корвет с парусным вооружением.
В 1856 г. он был спущен на воду в Нью-Йорке на судостроительной верфи Уэбба, получив имя "Америка" - в честь континента, на котором был построен.
Корвет был построен из дуба, водоизмещение судна - 554 т., длина — 50,3 м, ширина — 8,6 м, орудий - 8. Мощность паровой машины 140 л.с.
В 1856 г. он прибыл в Николаевск на Амуре, в то время главный русский порт на тихоокеанском побережье. С августа 1858 командиром на корвете "Америка" был капитан-лейтенант Александр Арсентьевич Болтин. В 1859 г. пароходо-корвет служил для разъездов начальствующих лиц, ходил с генерал-губернатором Восточной Сибири графом Николай Николаевичем Муравьевым-Амурским.
15 июня 1859 г., пароходо-корвет "Америка" возвращался к берегам Приморской области из Хокодате, где Муравьев-Амурский совершал дипломатический визит. Весь переход от берегов Японии "Америку" преследовал шторм. Командиром на пароходо-корвете был капитан-лейтенант А.А. Болтин, начальником штаба экспедиции В.М. Бабкин. Офицерский состав: старший офицер лейтенант П.Л. Овсянкин, старший штурманский офицер Я.Т. Астафьев, мичманы В.В. Новицкий и М.К. Бахирев, подпоручик Н.О. Красильников. Всего 31 матрос. Через два дня корвет подошёл к ещё не исследованным берегам в районе мыса Поворотного для более тщательного осмотра.
Корвет подошел к берегу, который на английской карте был обозначенный, как залив "Горнет" (Hornet), а бухта обозначена пунктиром и встал в двух милях от этого берега. Такое название залив получил в августе 1855 года, во время экспедиции английских кораблей "Winchester" и "Barracouta" Англо-Французской эскадры, которые преследовали Российский фрегат "Паллада". В те годы, при плаванье в Японском море судоводители пользовались картой из Нового морского атласа Д'Анвиля 1837 года издания и картами из атласа Крузенштерна. Эти карты не отличались точностью, были составлены по непроверенным данным. Кое-где побережье обозначалось черточками с небольшими углублениями.
17 июня 1859 г. "Америка" зашла в незнакомый залив, где уже в сумерках были обнаружены две бухты. Встали на якорь, и на следующий день предприняли обследование залива, названного по имени пароходо-корвета. Ветер был тихий, но погода была пасмурная, к утру следующего дня сила ветра не изменилась, но стало еще более облачно, надвинулся густой туман. Постараемся с документальной точностью воспроизвести события этих дней.
В 9 часов дул тихий ветер северо-восточного направления, был туман и шел редкий дождь. К 2-м часам дня ветер стал свежее, в связи с чем собрали часть парусов. В три четверти пятого увидели берег, в четверть седьмого вечера, обогнув мысы залива в расстоянии 2 мили, взяли курс вдоль берега на северо-запад. В 7 часов прошли выдающиеся к западу мысы (м. Крылова и м. Козьмина) и взяли курс внутрь бухты. Наступающие темнота и густой туман не дали возможности обследовать залив более тщательно и пароходо-корвет поспешил к видневшемуся издалека устью широкой реки, омывающей подошву высокой и крутой сопки в северной оконечности залива. Отметка на лоте показала пять саженей. В 8 часов, подойдя к высокой горе (г. "Сестра") внутри бухты на глубине 8 сажен, стали на якорь.
В 4 часа утра 18 июня на вахту заступил подпоручик корпуса флотских штурманов, Н.О. Красильников. Между 6 и 7 часами он сделал историческую запись в вахтенном журнале:
"5 часов утра, ветер умеренный, облачно и дождь. В 6 часов снялись с якоря, и пошли к осмотру берега по курсу, с северо-востока на юго-запад, заметили на юго-западе углубление и открыли бухту, имеющую положение с северо-востока на юго-запад около 3 миль, шириной от 1 до 1,5 мили, глубины везде равные: от 5 до 4 сажен, грунт - ил с песком, на правом и левом берегу два селения. (Сажень – 1.83 м, равная трем аршинам, 1 аршин=0,71см. Миля - морская мера длины - 1852м.)
По приказу Его Сиятельства (генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н.Муравьёва-Амурского) эта бухта названа "Находка".
Так экипаж русской "Америки" обнаружил ещё одну замечательную гавань - залив, получившую название судна "Залив Америка" и бухту, названную из-за очень удобного географического положения "Находка".
|