Четверг, 18.04.2024, 11:54
Город Находка
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [7]
Главная » Статьи » Мои статьи

Утраченный символ

Шхуна Надежда

    Вспомним шхуну “Надежда”, бывший символ Находки и его "визитную карточку" при въезде в город. Это труд не отдельных людей, а целых коллективов.

    Начну с того, что её часто называют китобойным судном, видимо, по аналогии с организацией “Китозверотрест”, которой оно принадлежало до 1962 г. Фактически же, это зверорыболовное судно с названием "Кооператор", принадлежало “Сахалинрыбпрому”, которому потом перешло и служило до списания. В 1956 году на верфи “Лайватеоллисуус” в городе Турку, Финляндия, был получен заказ Советского Союза  на постройку зверобойных шхун.

      Головным судном был “Белёк”. Деревянный корпус изготавливался из дерева различных пород. Так набор был сделан из дуба, форштевень и ахтерштевень из африканского дерева пироба (“железного” дерева), многослойная обшивка из лиственницы и пихты. Носовая часть судна оббивалась броневым листом толщиной восемь миллиметров, а вся подводная часть – листами фосфористой бронзы толщиной пять миллиметров. Длина судна – 40,5 м, ширина – 9,3 м. Численность экипажа была 25 человек. Емкость трюмов – 190 м3. - в последствии в них разместился зал ресторана! В моторном отсеке установливался восьмицилиндровый дизель фирмы Бокау-Вольф мощностью 320 л.с. После демонтажа там расположилась кухня ресторана…

      На момент списания в ПСРЗ стояло 4 судна этого типа, "Кооператор" с Сахалина привёл на ремонт капитан Виктор Дядюк. ”Кооператор” занимался промыслом в Охотском и Берингом морях до 1960-х годов. После обследования судно признали непригодным к дальнейшему использованию. Но его дальнейшая судьба получилась не менее, если не более, достойной, если говорить о пользе людям.

     Наступил 1975-й, год 25-летнего юбилея Находки. Было принято решение оформить въезд в Находку со стороны Владивостока.   Авторам проекта — В. И. Ремизову , М. П. Юран, В. А. Белову, Г. М. Сенченко и В. П. Куриленко  удалось создать интересный ансамбль, украшающий въезд в город. По проекту в комплекс входили: пилоны, с названием города, стела и придорожный ресторан.

      Активное участие в строительстве приняли коллективы Приморского и Находкинского судоремонтных заводов, треста  "Дальморгидрострой", Находкинского комбината железобетонных изделий, Треста крупнопанельного домостроения № 2 и других предприятий

   Живы ещё свидетели разговора начальника УАМР Николая Котляра с 1-м секретарём ГК КПСС Евгением Гайдомаченко на совещании в УАМР, где основным вопросом повестки дня был один: как завезти судно на перевал. Гайдамаченко рассказал об идее установки судна. Выслушав его объяснения, Котляр не удержался и сказал: "И придумал же какой-то дурак тащить судно на сопку!", на что Гайдамаченко ответил: "Ну я, ну и что?" Вопросов больше не было.

     На следующий день было принято решение: перевести судно в док ПСРЗ для разделения на части, судно весом 155 тонн было решено разделить на 3 части: носовая - весом 45 тонн, средняя - 60 тонн и кормовая - 40 тонн, а так же рубка весом 10 тонн, каждую часть отдельно отбуксировать в торговый порт, на берег - напротив Сучанского магазина . Работы распределили между предприятиями. Распиловку частей судна поручили бригаде плотников ПСРЗ под руководством Александра Дутикова, в его подчинении было два плотника: Николай Головач и Владимир Пакельчук и два такелажника. Распиливали обычной пилой “Дружба”.

     Тресту ДМГС поручили доставить судно до места назначения. Его части погрузили на трейлеры, арендованные у военных из посёлка Тихоокеанский (Фокино). В конце апреля 1975 года, по вечерам, на трейлерах, в сопровождении сотрудников ГАИ, части шхуны перевозили на перевал. Впереди колонны ехал сам директор ПСРЗ Юрий Николаевич Заяц. Во время перевозки возникали некоторые трудности. Например, на улице Портовой и на перевале, приходилось спиливать, растущие вдоль дороги деревья,  в других местах поднимали линии высоковольтных передач..

       На НСРЗ возлагались отделочные работы после установки шхуны на перевале, на УАМР – изготовление и установка рангоута и такелажа. Изготовлением мачт, других деревянных надстроек, занимался стройучасток УАМР (начальник Василий Беленчук), алые паруса изготовили на фабрике орудий лова. Монтаж шхуны длился две недели, после этого Находкинский судоремонтный завод занялся реставрационными работами. По рассказам бывшего секретаря парткома НСРЗ,  Астанкова Владимира Дмитриевича, внутренней отделкой шхуны занимались краснодеревщики деревообрабатывающего цеха НСРЗ под руководством Бабкина Бориса, члены конструкторского бюро Дмитрий Алексеенко, Илья Пипко занимались проектировкой системы водо и электроснабжения, устройства кают, подсобных помещений. Так совпало, что в это же время, шел на списание пассажирский пароход "Александр Можайский", с которого для отделки внутреннего убранства шхуны брали: деревянные детали интерьера, люстры, плафоны и прочую металлические фурнитуру.  Фигуру" Ассоли" на форштевень шхуны изготовили лучшие модельщики ПСРЗ: Николай Мартынович Жигулович и Николай Захарович Рассоленко. Шхуне был придан вид красивого парусника прошлого века ( типа фрегата ) с фигурой морской нимфы под бушпритом.

      Осенью 1975 года на борту шхуны появилось романтическое имя “Ассоль”.  Первоначальное наименование “Ассоль” не прижилось, по тому, как  какому-то краевому чиновнику аллегория с “Алыми парусами” показалась  пошлой. Из воспоминаний  главного архитектора города, Владимира Ивановича Ремизова об имени "Надежда": "На заседании партийного бюро, первый заместитель  Председателя Находкинского горисполкома, Николая Афанасьевича Куксова - Владимир Фусенко, в результате долгих споров сказал: "Мою жену зовут Надежда, чем не имя для шхуны?", вот так шхуна получила своё новое имя “Надежда”.

       В канун Нового, 1976 года, состоялось торжественное открытие. Первым директором ресторана была Светлана Саблина, а администратором Владимир  Стрельцов. Этот летящий над сопками  парусник не только радовал глаз проезжающих, но и принимал в свое лоно желающих подкрепиться, корабль придавал уникальность нашему городу и неизменно вызывал восхищение жителей и гостей Находки.  Весной 1976 года начались работы по благоутрйству территории и укрепление откоса бетонными брусьями с последущим задернением. Первоначально шхуна-ресторан принадлежала Торгмортрансу, а затем её передали Тресту столовых и ресторанов.  Вырезанная, модельщиками ПСРЗ, фигура “Ассоль” ещё не один год встречала посетителей ресторана, а также гостей, прибывавших в Находку через главный въезд в город.

     Почти 25 лет 'Надежда" служила людям. Но пришло время, доходы от ресторана не стали покрывать расходы, да и требовался ремонт.  К сожалению, шхуна не выдержала штормов перестроечных лет, и весной 2000 года было принято решение о сносе обветшавшего судна. Руководство одноименной компании решило избавиться от нерентабельного объекта, что и было сделано.  В газете появилась статья, в которой говорилось, что корпус судна съел шашель. Какой шашель после 25 лет “пропекания” конструкций под солнцем? В марте 2000 года возле разрушенного символа города состоялась пресс-конференция, на которой главный архитектор города Евгений Кислов заявил, что, если “Надежда” не рухнет сама, ей помогут..., что она своим видом позорит город, поэтому администрацией города было поддержано предложение частной строительной компании “Надежда”, владельца шхуны. Представитель этой компании Татьяна Ляпина, сказала, что они предлагают снести, насквозь прогнившее судно, и в этом месте поставить его железобетонную копию, которая будет в полтора раза больше, но одновременно в точности повторять облик своего деревянного предшественника. Срок строительства они определили в два года. Решение о сносе старой “Надежды”, по словам Евгения Кислова, почти принято. Но вопрос этот настолько важен, что городское руководство хотело бы прежде заручиться поддержкой общественности, которой, надо понимать, совсем не безразличен образ города. Финансировать строительство бетонной “Надежды” будет фирма-владелец во главе с известным предпринимателем Владимиром Лушниковым.

    В начале апреля 2000 года специалисты МЧС и пожарной службы города профессионально подожгли останки некогда белоснежной шхуны “Надежда". Деревянный корпус горел почти три дня. Так или иначе “Надежду” сожгли, пообещав построить на её месте бетонный корабль, года идут, а воз, как говорится, и ныне там.                              

                                     По материалам печатной прессы, интернет-изданий и воспоминаний очевидцев. 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nakhodka-town (30.01.2016)
Просмотров: 687 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Случайное фото
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024